Денег нет, но Вы печатайтесь.
- Возлюбленный Дмитрий
- 10 мар. 2019 г.
- 5 мин. чтения
Как известно, Антон Павлович Чехов, писатель и наш земляк, оставивший человечеству столько произведений и уникальных цитат, был доктором. Призвание доктор откладывает известный отпечаток на личность: если спасать то всех, точнее всé кому нужна помощь - помимо призвания помогать больным и хиреющим людям, он помогал больным и хиреющим проектам. При его непосредственном содействии был осуществлен выпуск научного хирургического издания, так необходимого для специалистов.
История, в которой уездный врач-писатель участвует в мучительных родах хирургического журнала.
Антон Павлович проходил обучение в медицинском факультете Московского Университета, где его учителями были не только знаменитые терапевты С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, но и хирурги, в частности Н.В. Склифосовский. Последний основал с П.И. Дьяконовым журнал «Хирургическая летопись» в 1891. Однако первые годы издание неизбежно давало дефицит средств, имелись и конкуренты – «Хирургический вестник», читателей необходимо было «завоевывать». Убытки компенсировал Н.В. Склифосовский, однако через 4 года он уехал в Петербург и известил П.И. Дьяконова о том, что не будет иметь возможность субсидировать издание. П.И. Дьяконов остался перед выбором – прекратить издание или найти финансовую поддержку.
В поисках решения по второму пути судьба привела к Антон Павловичу. Они понравились друг другу сразу, причем взаимно: русский писатель относился к Дьяконову с большим уважением, он видел в нем одного из тех представителей интеллигенции, которые возглавляли лагерь всего прогрессивного. Чехова же было тоже за что уважать, помимо духовной пищи, он всегда стремился участвовать в общественно значимых делах и тратил много личных средств на общественные дела. В данной ситуации Антон Павлович и не задумался бы помочь, но им была намечена постройка школы в Мелихове, что требовало значительных расходов. В знак уважения, при встрече П.И.Дьяконов подарил Чехову свою монографию «Основы противопаразитарного способа лечения ран». А Антон Павлович, в свою очередь, преподнес ему свою книгу «Сахалин». Именно эту книгу великий классик считал своим основным вкладом в медицинское дело.

Чехов столкнулся с рядом трудностей, денег на журнал найти было крайне непросто. Он искал сотрудников, издателей – все без толку. В итоге он свел Дьяконова с издателем Сытиным. Однако, по черновым запискам Чехова, книгоиздатель оказался «двуличным». Он «отказывал и обещал» одновременно. Дело начало носить затяжной характер, денег не было. Первым согласившимся оказать помощь профессиональному журналу в размере 1500 рублей, стал известный в те годы журналист, издатель, писатель А.С. Суворин. Также, он указал на возможность получения правительственного субсидирования. В ответ Чехов написал благодарственное письмо в своей известной манере, с юмором

Однако Дьяконов наотрез отказался «славословить» реакционного Суворина, и отказался от его финансовой помощи по личным убеждениям, слишком различные были взгляды на жизнь у них. После этого инцидента спонсировать журнал решил сам Сытин. Он брал на себя все расходы, но и себя он не обделил. Специалистам редакции с каждого подписчика он платил по два, а себе - шесть рублей. Казалось бы, проблема решена. Но беда пришла откуда не ждали - Н.В. Склифосовский стал редактировать в Петербурге журнал, издаваемый Вельяминовым «Летопись Русской Хирургии» и выдвинул требование об уплате Дьяконовым П.И. 350 рублей ежегодно (видимо в счет потраченных ранее средств). Таких денег не было, в 1886 г. выпуск «Хирургической летописи» прекратился.
Хирургию спасла хирургическая операция
Очередная проблема еще больше мобилизовала участников. Чехов с удвоенной энергией хлопотал о возрождении необходимой науке периодики. Проводил встречи с Сытиным. Тот хоть и не охотно, но все же согласился издавать журнал. От лица Дьяконова обращался в Главное управление, где должны были выдать разрешение на выпуск издания с новым названием. С легкой руки Антон Павловича теперь название журнала было простым - «Хирургия».
В это же время в Петербурге состоялась премьера пьесы «Чайка». «Пьеса шлепнулась и провалилась с треском», - писал Чехов, несмотря на неудачу Антон Павлович продолжает помогать Дьяконову, ищет связи с Главным управлением, чтобы понять задержку, связанную с выдачей разрешения на журнал, ищет технических сотрудников для издания. Тем временем вновь Сытин теряет интерес к столь затянутому делу. Чехов снова проводит длительные переговоры с Сытиным, «подвинтите, ради бога, Сытина, чтобы он не впадал в уныние и не пятился назад. Самое лучшее, конечно, было бы, если бы Вы снялись с якоря и лично его встряхнул…он может раскиснуть еще более. Впрысните ему спермина!», от имени Дьяконова пишет Чехову хирург И.Г. Витте. Сытин все-таки подписывается соглашение о сотрудничестве. Но на еще более выгодных для Сытина условиях.
Доказательств помощи А.П. Чехова для журнала много. Одно из них на этой фотографии - (Рис. 3.) объявление о начале подписки на журнал «Хирургия».

Следует отметить, что данное объявление было лично составлено Антон Паловичем и выслано в газету «Новое слово» и «Русской Мысли» для публикации.
«Будьте добры укажите услугу – велите напечатать прилагаемое объявление на первой странице и записать на мой счет. Журнал будет очень хороший и сие объявление не может принести ничего, кроме осязательной существенной пользы. Веди большая польза, если людям режут ноги».
Журнал родился. Первые выпуски оказались самыми сложными. Несмотря на то, что «журнал в научном отношении, превосходный, совсем европейский» (как его оценивал Чехов) финансовые трудности имели место и вскоре из-за убытков Сытин отказался от дальнейшего участия в выпуске. Не будучи хорошо обеспеченным, Дьяконов взял это дело на себя. «Вы сравнили однажды появление нового журнала с рождением нового ребенка. Представьте же себе мое положение ввиду приближающейся необходимости своими руками убить своего ребенка. За истекший год создано многое … и я содрагаюсь от мысли, что близко время когда настанет время прощаться с сотрудниками и со своими мечтами о дальнейшем развитии журнала» из письма Дьяконова Чехову, дальше он продолжает «Вы единственный человек, глубоко и верно понимающий значение журнала и без Вас он и не появился бы».
Все это время Чехов как мог, поддерживал его. Но в 1897 году у писателя значительно ухудшилось здоровье. Сперва его госпитализировали в московскую клинику, а затем – в Ниццу. Тем не менее, он не прекращал поиски денег для спасения журнала. Снова обращался к Суворину, вопрошая как «выхлопотать субсидию 3-4 тыс в год». Но помощь пришла откуда не ждали. За проведенную операцию Дьяконова отблагодарил сахарозаводчик Харитоненко, предоставив 2 тысячи рублей «на «Хирургию». Проникновенное письмо от 31 декабря Дьяконова Чехову «От всей души спасибо за письмо Ваше. Вы поддерживаете во мне мою веру в мои силы и в успех того дела, которое я считаю насущно необходимым для движения нашей научной мысли и для развития у нас научной, а не ремесленной хирургии. Должен сказать, что поддержка мне нужна тем более, что здесь я встречаю везде одну только апатию, способную сокрушить самые благие стремления и самые радужные мечты».

А в январе 1898 года Дьяконов посылает в Ниццу Чехову первую книжку «Хирургии». Это был первый номер журнала, который в дальнейшем просуществовал 18 лет. Впереди было много интересного, и обещание его приемника - Николай Ивановича Напалкова, данное умиравшему Дьяконову, относительно судьбы журнала, и интересные статьи. Но это все – темы других постов.
Использованы:
1. Брегадзе И.Л. Антон Павлович Чехов в истории журнала «Хирургия». Хирургия 1960 № 1 стр. 130-133
2. Мартынов Д.А. Страничка из истории русской хирургической журналистики. Вестник хирургии. 1941 т 61 кн 6 стр. 761-767.
3. Фотографии из открытых источников и статьи Брегадзе И.Л.
Comments